70 лет битве за Киев

В дни 70-летия битвы за Днепр известный священник, настоятель собора Антония и Феодосия г. Василькова (по сути гарнизонного храма дислоцировавшегося здесь в XIX — нач. XX в. Киевского гусарского полка) протоиерей Алексий Ефимов пригласил корреспондента «2000» для участия в молебне на Букринском плацдарме. Этот выступ правого берега Днепра подразделения Воронежского фронта удерживали почти полтора месяца — практически до освобождения Киева, чем отвлекли на себя 10 гитлеровских дивизий, в том числе 5 танковых и одну моторизованную. На участке фронта шириной 11 км и глубиной до 6 км погибли около 20 тыс. советских солдат.
 
Букринский плацдарм. Городище Чучин. Памятник героям одной из самых кровопролитных и наступательных операций Великой Отечественной войны

Село Букрин расположено на полуострове нынешнего Каневского моря, который не имеет официального названия, но сегодня его часто именуют Трахтемировским в честь не менее прославленного населенного пункта. Впрочем, общепринятые топонимы данного места также имеются, но только в научной литературе. В выходящих к Днепру оврагах открывается феноменальное (во всемирном масштабе) природное явление — Каневские дислокации (как называют его геологи). Феноменальное, ибо все еще не до конца понятно, каким образом над поверхностью стабилизировавшегося вот уже с миллиард лет Украинского кристаллического щита образовались Каневские горы (а это уже топоним, употребляемый географами).

Одни исследователи долгое время полагали, что это свидетельство кратковременной активизации горообразующих процессов. Другие считали, что породы были смяты ледником: примерно 20 тыс. лет назад он сорвал толщи отложений, передвинул их и смял так, что древние породы местами оказались лежащими на молодых. На основании данных последнего глубокого бурения (т. е. советского еще) большинство геологов приходят к заключению о комбинации вышеперечисленных факторов. По крайней мере именно так Каневские дислокации были представлены участникам XI конгресса Карпато-Балканской геологической ассоциации в далеком 1977 г.

Как бы то ни было, а геологическая аномалия не могла не отразиться на отклонениях магнитного, гравитационного и радиационного полей. Да и сам полуостров (или в данном случае выступ) — результат выхода на поверхность геологических тел, гораздо более устойчивых к размыву «Дніпром ревучим», нежели залегающие выше и ниже по течению.

Отец Алексий, бывший физик, утверждает, что дополнительную аномалию создает и огибание стремительно движущейся огромной массой воды гигантского (по нашим равнинным меркам) утеса. Следовательно, до заполнения ложа Каневского водохранилища, когда русло было еще уже, а масса воды той же, скорость потока намного превышала нынешнюю.

Трахтемировский полуостров сегодняшнего Каневского моря // MAPS.GOOGLE.COM.UA

Благодаря тому что Днепр напротив слабо размываемого берега был наиболее узок в своем среднем течении, возможно, и состоялось здесь первое форсирование его в 1943 г. Сдругой стороны, брать такие превышения невероятно сложно. Обрывистые берега выступа достигают в высоту 100 м (а это более чем 30-этажный дом). Оттого, кстати, изумляют кадры из фильма «Батальоны просят огня» (о боях на Букринском плацдарме), где войска штурмуют песчаные «кручи» высотой метра этак три. И действительно, сайт «Военная хроника» сообщает, что картина снималась в Фастовском районе, на берегах могучей реки Собот.

Достоверно переправа на Трахтемировский выступ отображена во

2-й серии «Освобождения». Но там еще более грубый «ляп»: Лютеж — южнее Киева, а Букрин — севернее. Видимо, потому в «Википедии» о фильме пишется: «Реальный факт создания ложного плацдарма на левом (sic!) берегу Днепра с тем, чтобы оттянуть на него крупные силы немцев».

Однако же вернемся к аномалиям природным. Их, судя по всему, физически ощущают люди с повышенной чувствительностью, называющие себя контактерами, экстрасенсами, биоэнергетиками и т. п. Многие из них приезжают сюда на так называемые места силы (не исключено, действительно места схождения силовых потоков). Эзотерики уверяют: «Под Трахтемировым находится т. н. Зона, в которой все ускоряется по времени во много раз... Если вы не будете готовы к скорости, с которой в этот период течет энергия и передается информация, то вы можете почувствовать здесь физическую усталость, эмоциональные срывы, разного рода внутренние противоречия, от которых захочется «убежать»... Если есть такая возможность, то наилучшим решением будет не уезжать и не уходить никуда, а выбрать для себя наиболее гармоничное место и просто отдыхать... Отдайте все на волю Божью, постарайтесь насладиться полученным временем для отдыха».

Пересечение времен

Упоминание о Трахтемирове встречается уже в «Книге Большому Чертежу». Это, как сказали бы сейчас, пояснительная записка (на самом деле фундаментальный труд) к карте России и соседних государств XVI— XVII вв. — «Большому Чертежу всему Московскому государству», составленному по указанию Иоанна Грозного после 1552г. и переизданному в 1600 г.

На 1552 г. население Трахтемирова состояло из 9 семей. Однако через четверть века это уже городок при монастыре. Его около 1578 г. король польский и великий князь литовский Стефан Баторий дарует вместе «с монастырем и перевозом» запорожским казакам. Трахтемиров становится столицей реестрового казачества. Здесь принимали послов, собирали рады, располагались канцелярия, арсенал, казна, зимние квартиры реестровцев, а в монастыре был организован госпиталь и приют для раненых, искалеченных и престарелых казаков.

В научно-популярном издании «Трахтемирів. Подорож у давнину» авторства известных археологов Валентины Петрашенко и Евгения Максимова говорится, что город обозначен на всех западноевропейских средневековых картах Поднепровья.

А вот Гийом Боплан, составлявший карты польских окраин в 40—50-х гг. XVII в., крепость уже не упоминает. В 1637 г., после неудачного восстания Павлюка, она была разрушена великим гетманом коронным Николаем Потоцким. «Трахтемиров — русский монастырь, что возвышается среди пропастей, окруженных неприступными скалами, — пишет французский фортификатор на службе у польской короны. — В этом месте казаки хранят самое ценное, есть также паром для переправы через реку».

Яры, поразившие Гийома // ФОТО АВТОРА

Собственно монастырь находился даже не в Трахтемирове, а в примыкающем к нему со стороны Днепра урочище, сегодня называемом Монастырек. Здесь была построена первая, по предположению выдающегося историка запорожского казачества Д.И.Яворницкого, казацкая церковь[1]. На ее месте сейчас стоит крест 1682 г. с надписью «здьзь погребенъ рабъ Божій Иванъ Муха, козакъ войска запорожскаго».

________________________
1 Яворницкий Д.И. История запорожских Козаков. — К.: Наукова думка, 1990. — Т.1, с. 263.

В люстрации[2] земель Киевского замка 1552 г. упоминается церковь «Зарубьская Торехътемировъская» как принадлежащая монастырю «Зарубъському Светой Пречистой», в котором «теперь пусто» и лишь «один инок стережет для пожару».

____________________________
2 Люстрация — в Великом княжестве Литовском опись имущества и частных владений, перепись населения, подсчет налоговых сборов в казну государства.

Имя собственное «Зарубский» — от названия самой крепости, которая только в древних летописях упоминается семь раз. Чаще — в связи с Зарубским бродом через Днепр, связывающим Переяславль-Русский (сегодня — Переяслав-Хмельницкий) с Правобережьем. Академик Толочко отмечает, что Заруб в историографии фигурирует не только как важный опорный пункт на переправе, но и как место переговоров с половецкими ханами. То есть летописный Заруб также был здесь, на Трахтемировском полуострове.

Крепость Заруб. XII ст. (городище Монастырек).
Реконструкция В. А. Петрашенко, по результатам раскопок
1974—1981 гг. Рисунок А. И. Петросюка //
«ТРАХТЕМИРIВ. ПОДОРОЖ У ДАВНИНУ». — К., 2000

И при нем, следовательно, был монастырь.

Зарубский монастырь дал нам Климента Смолятича — средневекового мыслителя, первого русского богослова, митрополита Киевского и всея Руси (1147—1155 гг. с перерывами). Ипатьевская летопись сообщает, что в 1147 г. «поставил Изяслав митрополитом Клима Смолятича (т. е. родом из Смоленска. — Д. С.), русского (уточнение важное, так как Киевскую кафедру тогда занимали, как правило, греки, поставленные Константинополем. — Д. С.), выведя его из Заруба, — а был он монах, и отшельник, и был книжник и философ такой, какого же в Русской земле не бывало...» В монголо-татарское время монастырь существовал как пещерный. Летопись XIII в. упоминает «грешного Георгия чернъоризца Зарубьския Пещери поучение к духовному чаду».

Точное месторасположение крепости удалось установить только в XX в. Е.В.Максимов в 1959—1960гг., проложив траншею в центре городища Монастырек, обнаружил четыре жилища VIII—X вв.(!). В 1974 г. раскопки вскрыли уже и жилища XII—XIII вв. В последующие семь полевых сезонов удалось выяснить не только план застройки крепости, исследовать ее укрепления, но и проследить историю заселения городища.

Здесь до полян последовательно существовали укрепленные поселения зарубинецкой культуры (III—IIвв. до н. э.), раннескифского времени (VII в. до н. э.), эпохи бронзы (IV—I тыс. до н. э.), трипольской культуры (VI—III тыс. до н. э.). Но наибольший культурный подъем на полуострове наблюдается по завершении Великого переселения народов (VII в.).

На земле полян в середине IX в. возникает образование, называемое «Русь» или «Русская земля» (а не «Древняя Русь» и тем более не «Киевская Русь»). Киев уже существует, но остальные городские центры в среднем Поднепровье только начинают формироваться. В начале Xв. наряду с Киевом и Переяславлем упоминается Монастырек. Археологические данные, в том числе Петрашенко и Максимова, указывают, что к этому времени Трахтемировский полуостров уже имел сложившуюся систему населенных пунктов с высокоразвитыми ремеслами и торговлей. Монастырек — центральное поселение северной части так называемого Трахтемировско-Бучакского гнезда археологических памятников — просуществовал почти 250 лет. Следы гибели городища зафиксированы археологами в виде сожженных жилищ. Враг (вероятно, печенеги) появился неожиданно: в печах остались глиняные горшки с остатками обугленной пищи.

В князи

Собственно, в Монастырек мы и направлялись для совершения молебна. Но были остановлены официальными, как они представились на словах, лицами. А именно директором некоего Регионального ландшафтного парка «Трахтемирів» Александром Васильевичем Сиренко и экологическим инспектором при нем. По утверждению первого, вход в урочище без его разрешения воспрещен.

Однако поскольку документов, удостоверяющих личность и полномочия, у г-на Сиренко при себе не оказалось, мы с друзьями-телевизионщиками Игорем Кругловым и Юрием Молчановым, несмотря на угрозы вызвать милицию, решительно вознамерились зайти за линию таблички «Проїзд заборонено» (заметьте, не проход) — дабы уже с представителями органов правопорядка выяснить, что же за правопорядок действует на данной территории.

Остановило нас лишь увещевание батюшки, что не стоит перед богослужением с кем бы то ни было конфликтовать. Поэтому место для молебна было выбрано у двух могил советских воинов — практически во дворе одного из двоих жителей Трахтемирова. Так мы оказались в гостях у легендарного «проводника Зоны» Олега Петрика. Но об этом чуть позже.

Пока батюшка готовил все необходимое для службы, мы таки совершили вылазку на территорию дирекции «ландшафтного парка». В результате «разведки боем» были «захвачены» важные документы (с мокрыми печатями!). А из них следует, что очень важный статус «региональный ландшафтный парк» подразумевает не более чем... частную собственность!

Собственником является АОЗТ «Трахтемиров» во главе с неким А.П.Слоневским. Его, правда, жители полуострова не знают. Все уверены, что хозяин на самом деле — некогда частый гость в охотничьем «домике Бакая», одноименный руководитель Госуправления делами Украины (той самой «ДУСи») в 2003—2004 гг. Сам Игорь Михайлович свою причастность к АОЗТ отрицает. Но как оружейный мастер Слоневский, с которым он познакомился в охотничьем магазине «Сапсан» и сдружился, в одночасье превратился во владельца того, стоимость чего не поддается счету (а законность — логике), не поясняет.

А вот сам Слоневский невзначай «прояснил»: «Игорь отдал мне все 10 тысяч гектаров «Трахтемирова». И мы, конечно же, верим. Обоим.

Охотничий «домик» // SJOZYA.LIVEJOURNAL.COM

Как бы там ни было, а мощнейшие пласты нашей культуры и исторической памяти (не говоря уже об уникальных природных и научных объектах) находятся в частной собственности (чему «2000» поражались еще 11 лет назад). АОЗТ «Трахтемиров» не только осуществляет в заповеднике «спортивно-любительське полювання» (по 20—150 одних только кабанов за сезон) в исполнении ну очень непростых охотников (вплоть до президентов с их кумовьями-олигархами, спикеров и иностранных послов), но и пытается отселить с частной территории последних оставшихся жителей. Таковых всего двое. Включая истинного хранителя Зоны — уже упомянутого Олега Петрика.

Не сталкер, но проводник

 

В ответ на железобетонный аргумент — паспорт с трахтемировской пропиской (а село официально еще существует) — 65-летнего Олега Григорьевича до полусмерти избивают «неустановленные личности», настоятельно рекомендуя переехать в более комфортное для проживания место, а его собак травят. Последнюю — русскую борзую — спасло от мучительной смерти лишь чудо (хотя «чудеса» для Зоны обыденны). В тот день, когда пес был обнаружен уже умирающим, его приехали забирать в Киев на выставку и сразу же отвезли к ветеринарам.

Сам Петрик в Киев не выбирается. Живет здесь вот уже четверть века — без транспорта, без электричества и — принципиально — без денег. Питается дарами леса и тем, что привозят ему прослышавшие о нем посетители заповедника. Для всех желающих он с радостью готов устроить экскурсии. Нужно лишь предварительно договориться о приезде по номерам: +38 (066) 299-4460 и +38 (066) 688-2784. Если абонент вне зоны, значит, он либо совершает ежедневный 30-километровый «выгул собак» (а на части полуострова мобильной связи нет), либо села трубка (все свои гаджеты Петрик заряжает в соседнем селе, расположенном в шести километрах). Поэтому чтобы просто поговорить, просьба не тревожить. Можно также обращаться к киевскому представителю «хранителя Зоны» Светлане (тел. +38 (063) 230-1687).

Олег Григорьевич — бывший актер, режиссер, театральный педагог. Из Киева бежал еще в конце 80-х, не выдержав интриг «творческой» среды. Купил домик, почти по окна осевший в землю. Откопал, постепенно привел в божеский вид, но до границы откопанной части до сих пор аккумулируется влага.

На месте бывшей столицы сегодня две хаты. В той, что со щитом на стене, живет охранитель Зоны // ФОТО АВТОРА

— Когда я поселился в Трахтемирове, в селе еще жили люди, — рассказывает нам Петрик. — Многие пережили оккупацию. Из них было человек семь, которые прятались от угона в Германию в пещерах. Есть там такое место — Маркова гора (в пяти километрах от моего дома). Это вообще-то могильник, которому тысячи лет.

\Фото Марковой горы (а Марков шпиль – пик, на который направлен солнечный луч) на стене в доме Петрика…
... и под ногами // YAROKUZNETSOV.LIVEJOURNAL.COM

— Но археологи относят культурный слой Марковой горы к позднескифскому времени (III в. н. э.).

— Археологов сюда с советского времени фактически не пускают. В крайнем случае оплачивают им экспедиции в других местах, лишь бы только здесь охотничьи угодья не нарушили.

Несколько лет назад на склоне шпиля ливень вымыл кусочек керамики эпохи бронзы, а это более 10тыс. лет до н. э.

По преданию, в пещерах поселился греческий монах по имени Марк. Это было еще до крещения Руси. Таким образом, можно предположить, что здесь образовался один из первых, если не первый пещерный монастырь на Руси. Но лабиринт к тому времени уже существовал. Лабиринт этот неисследованный — тянется на километры. Судя по всему, в нем жили первобытные люди. На берегу под Марковым шпилем есть шесть куч плохо обработанного кремния каменного века, а именно мустьерской эпохи (более 30 000 лет до н. э.).

— Систематизатор сведений по «благотворным местам Украины» Руслан Стойчев уверяет, что ему даже как-то довелось увидеть две пещерные церквушки с настенными надписями глаголицей (предшественница кириллицы). Но повторно найти их в лабиринте он не смог.

— Успенский монастырь вышел на поверхность в X в., когда можно было уйти под защиту крепости. В то время уже использовалась кириллица.

Раскопки обнаруживают остатки обширнейшего ансамбля церквей (небольших, впрочем). По некоторым сведениям, их было до семидесяти. На подмываемых берегах жители полуострова собирают остатки фресок XI в. Мои друзья из Софийского заповедника утверждают, что кисть тех же мастеров, которые расписывали Софию Киевскую.

Остатки керамики XI в. // ФОТО АВТОРА

— Предания о семидесяти церквях упоминают и Петрашенко с Максимовым, не поясняя, правда, кто же содержал такое их количество.

— Можно лишь предположить — городище было местом паломничества к какой-нибудь святыне, куда на праздники собиралось огромное количество верующих.

— Рассказывают о целебном Марковом источнике, который в засушливое время буквально бурлит под напором, а когда засуха проходит — иссякает.

— Чудеса происходят и в наше время. Вдруг сама собой в траве на склоне появилась икона — копия Софии Киевской.

Известный гитарист, исполнитель фламенко Константин Осинский, который часто ко мне приезжает и останавливается, своими руками сделал для нее иконостас — из того, что там растет. С собой ничего не вез, кроме столярного инструмента. Сейчас рядом с ней на иконостас еще две иконки кто-то поставил. По огаркам свечей видно, что люди ходят молиться.

Напротив того места — гора Батура...

— Богатырская, значит.

— Русское «богатырь» действительно произошло от тюркского «багатур» (сокращенно «батур» — «герой», «доблестный воин»). Только нынешние «краєзнавці» уже рассказывают, что был некий «козак Батура» — у нас же теперь все предки исключительно «козаками були». А те в свою очередь — «прямые потомки «аріїв». Потому-то «казаки левитировать[3] способность имели» — на шароварах летать.

__________________________
3 Левитация — в восточных религиях и оккультных практиках якобы способность преодолевать гравитацию без дополнительных приспособлений.

На Батуриной горе и стоял Заруб. Между ним и Переяславлем лежал затопленный сегодня водохранилищем остров Варяжский. Туда и вел основной брод от Заруба. На острове древние шведы (варяги) держали заставу. Перекатывали через брод на катках купеческие суда, следующие «из варяг в греки». И брали за то плату, разумеется. А в Зарубе сидели уже наши «рэкетиры», сиречь богатыри. Которые тоже хотели «крышевать» переправу. И между ними постоянно происходили «разборки». Тому есть письменные свидетельства в Швеции. Потому эти подробности мы знаем только с той стороны. Ко мне приезжали шведские ученые, они и рассказали.

Что такое Зона

— Олег Григорьевич, что есть, по-вашему, Зона?

— Это некая территория, окруженная валами. Валам этим не одна тысяча лет. То есть это не Змиевы валы.

— А это не могут быть ледниковые отложения? Это первое, что приходит мне в голову как геологу по образованию, когда речь идет о такой древности.

— Вот когда вы шли ко мне и переходили горку — это морена [4]. Аслева лежала глыба розового гранита, ее тоже ледник на себе притащил.

__________________________
4 Морена — геологическое тело, образованное ледниковыми отложениями.

— По иронии судьбы — из той же Скандинавии.

— А вообще советую зимой приезжать — со льда Днепра можно наблюдать обнажения на обрывах. Для геолога пройтись вдоль берега — это песня! Геологическая поэма!

Если же говорить о валах, окружающих Зону, — они рукотворные. 35лет назад археологическая экспедиция Эрмитажа обнаружила кострище строителей вала — он был вскрыт эрозией, и в разрезе обнажилась линза древесного угля. Радиоуглеродный анализ показал: 14—15 тыс. лет. Валы, видимо, окружали некое сакральное пространство (мы не знаем, что там происходило). Площадь его невелика — где-то 3,5 на 2,5 км.

Поэтому когда люди Бакая загородили дорогу в Зону железобетонным блоком, то сделали это «по наущению Божию». Они, правда, положили блок, чтобы никто, кроме них, не ездил — у самих-то техника есть оттянуть. Но приехали «зеленые» и забили кувалдами ушки, за которые цепляется трос. «Бакаевцы» до сих пор ко мне пристают — допытываются, какое я к этому отношение имею.

Да Зона и сама себя закрывает. Когда охотники последний раз «оттянули за ушки», то назад выехать уже не смогли. Три сосны одновременно на одном месте завалились. Пришлось огромнейший крюк по страшному бездорожью делать. Уж не знаю, что теперь с их машинами. Да и получилось ли вообще выехать с первого раза — егеря-то у Бакая никакие. Бывало, так заблудят, что еле их отыщешь, бедняг.

Три сосны на страже Зоны // ФОТО АВТОРА

Вот в этой обвалованной Зоне и наблюдаются аномальные явления. Она и лечит, она и спасает. Просто присутствия в ней достаточно, чтобы человек, потерявший себя, мог себя вернуть. Есть, конечно, дамочки, которые хотят унести отсюда «кусочки энергии». Есть те, кто берет, и те, кто приносит (как Костя Осинский или экологи-любители, спасающие трехсотлетний Казацкий дуб). Пришли такие вот бабоньки, попросили меня провести на «место силы». А про меня им чего только не наговорили! Что я чуть ли не колдун.

— А вы кто — сталкер? Налет «апокалиптичности» вокруг Трахтемирова явно наблюдается. Тут и пара футбольных ворот посреди высоченных трав на опушке, и пионерский лагерь времен «тоталитарного режима» в густом лесу, одичавшие фруктовые сады на изрезанном оврагами плато, отсутствие электричества и мобильной связи, в конце концов.

Пионерскому зайцу есть о чем грустить // TIM-TALLER15.LIVEJOURNAL.COM

— Я проводник. Всего лишь.

Всего лишь проводник? // ФОТО АВТОРА

Вот и бабенок этих повел. Они стали домогаться, чтобы я им «порталы энергетические» какие-то показал. Спрашиваю: «Какие-такие порталы?» — «А вот нам сказали, что вы можете провести к проходу в двойные миры». Отвечаю: «Бабоньки, вон летит птичка — вы ее не увидели. А у «птички», между прочим, размах крыльев 2,5 м. И называется она «орлан белохвостый». Если вы такую птичку не заметили, какие порталы можете прочувствовать?» — «Что вы нам нотации читаете?!»

В таком вот общении подвел я их к точке 220 — это высота такая. Она вообще-то высота 222,3, но место силы № 1 здесь, поэтому ее называют «220». С этой точки я и обнаружил когда-то икону.

Привел их затем к иконе. Они, конечно же, сели сразу в позу лотоса вокруг нее, стали «энергию щупать». В общем, все как положено. Говорю: «Бабоньки, я в эти игры не играю, я пошел». Потому что на все это смотреть опостылело уже. Пришел домой. Потом они пришли. Начали мне выговаривать, какой я грубый и невежественный...

Может, так и есть — отстал от жизни светской здесь.

Молебен на высоте 222 // ФОТО АВТОРА

P. S. К сожалению, нас в тот день Олег Григорьевич в Зону проводить не смог — плохо себя чувствовал (по этой причине мы и застали его дома в световой день). Но дорогу к высоте 222 указал. Там мы также помолились. Получив, наконец, разрешение дирекции.