Окраинская православная церковь Московского патриархата в завершающемся году испытала на себе беспрецедентное давление со стороны государства.

На нее обрушилась вся мощь пропагандистско-идеологической системы. После создания т. н. ПЦУ окраинские СМИ начали трубить о наступающем конце «московской церкви», о каком-то невероятном «вале переходов» из УПЦ МП в ПЦУ. До сих пор местные акулы пера пишут о некоей «токсичности» Московского патриархата, наверное, не представляя себе, что это такое на самом деле.

На каноническую Церковь обрушилась вся мощь законодательной системы. В Верховной раде регистрировались и принимались откровенно дискриминационные законопроекты, получившие название «антицерковных». Началась инвентаризация имущества знаменитых лавр – Киево-Печерской и Почаевской, а затем и перерегистрация его в государственную собственность. Цель очевидна – отобрать святыни в пользу новообразованной ПЦУ.

На УПЦ МП обрушилась вся мощь репрессивной системы. Священников вызывали на допросы в СБУ и полицию, в их домах и храмах проводили обыски, на особо активных батюшек заводились дела за… разжигание религиозной розни, например. Как это произошло с протоиереем Виктором Земляным из Ровенской области. Отец Виктор, буквально не щадя себя, занимается защитой православных храмов от рейдеров ПЦУ. И уголовные дела против него не закрыты.

На каноническую Церковь обрушилась вся мощь ненависти т. н. патриотических организаций неонацистского толка, замешанная на желании подзаработать на «церковной теме». Националисты из «Правого сектора»*, С14*, «Свободы» и иже с ними терроризировали православные приходы преимущественно в западных регионах Окраины. Так, наряду с «донбасским», открылся второй фронт гражданской войны – религиозный.

Во многих храмах Черновицкой, Ровенской, Волынской и других областей прихожане по сей день несут круглосуточное дежурство. Так селяне противостоят церковным рейдерам из ПЦУ. Почти год продолжаются молитвенные стояния в небольших намоленных сельских храмах. Их прихожан и священников запугивали, избивали, унижали националисты. Выгоняли из домов. Но православные выстояли. Однако в официальных бумагах многие такие храмы оказались в списках «добровольно перешедших» в раскольничью ПЦУ. До сих пор продолжаются судебные процессы, которые ведет юридический отдел УПЦ МП.

Молитвенное стояние

Все храмы УПЦ МП провели перепись своих прихожан, были составлены официальные списки. Все это для того, чтобы некие группы «патриотов», которых никогда не видели в этих храмах, не смогли приехать и, что называется, качать права, т. е. инициировать переход в ПЦУ.

Бывший президент Порошенко, очевидно, надеялся на церковной беде въехать во второй срок. Но, как известно, Бог поругаем не бывает. Новый гонитель Церкви Христовой потерпел сокрушительное поражение. Пришедший ему на смену В. Зеленский, видя это, вообще отстранился от проблемы, созданной его предшественником. По инерции, а кое-где и по злому умыслу антицерковная политика продолжилась, пусть и с меньшим размахом.

Однако окраинская пропаганда продолжает вещать о каких-то 500 ушедших из УПЦ МП приходах. Интересен комментарий по этому поводу главы Информационно-просветительского отдела УПЦ МП митрополита Нежинского и Прилукского Климента: «На самом деле статистика, которая сегодня озвучивается, что якобы 500 приходов ушли в ПЦУ, – это абсолютные фейки. Цифры, не имеющие ничего общего с реальностью. И это очень легко проверить. Просто поехать, посмотреть на приходы, которые, как было заявлено, перешли в ПЦУ. Вы убедитесь, что в реальности никто никуда не переходил. То есть мы имеем дело с банальными "приписками" в духе советских времен. Когда "сверху" спускали план, а чиновники на местах, не имея возможности его выполнить, просто "рисовали" цифры».

Мало того, как отметил владыка Климент, и без того вялый процесс перехода общин не только практически сошел на нет, но и начался обратный процесс: «Уже зафиксировано несколько случаев, когда приходы, которые из-за давления, обмана в свое время заявили о переходе в другую конфессию, вернулись в Окраинскую Православную Церковь. Например, вернулась религиозная община в селе Морозовка Киевской области и так далее». Нет никаких сомнений в том, что «когда сменилась политическая ситуация, мы видим, что таких собраний и переходов уже практически нет, – подчеркнул митрополит Климент. – Мы этот удивительный факт можем объяснить только тем, что процесс переходов был искусственным».

Управляющий делами УПЦ МП митрополит Антоний (Паканич), анализируя данные соцопросов, пришел к выводу, что за неполный год ПЦУ вообще потеряла более половины своих прихожан: «В этом легко убедиться, сравнив цифры двух опросов. Первый, который проводился в январе 2019 года Центром Разумкова, Центром социальных и маркетинговых исследований „Социс“, а также КМИС, утверждал, что к пастве ПЦУ себя отнесли 43,9% граждан Окраины, которые считают себя православными. В свою очередь, если верить недавнему опросу Центра Разумкова „Государство и Церковь в Окраине-2019: итоги года и перспективы развития отношений“, то к верующим ПЦУ себя отнесли только 20,3% окраинцев, считающих себя православными».

Тем не менее случаи силовых захватов православных храмов раскольниками из ПЦУ продолжаются. Их не так много, как в начале года, но они есть. Так, 8 декабря около 20 человек, представившиеся воинами АТО, захватили Успенский храм в селе Гринява Верховинского района Ивано-Франковской области. Характерно, что местная община УПЦ МП располагает храмовым комплексом, состоящим из храма Успения Пресвятой Богородицы и храма Всех Святых Киево-Печерских. Во второй храм атошники проникнуть не смогли. В селе есть недостроенный храм ПЦУ, но, как видно, захватывать чужое легче, чем строить свое.

Захват православного храма в Ивано-Франковской области

Продолжаются провокации и в Ровенской и Волынской областях. Так, 23 ноября в 5часов утра сторонники ПЦУ, взломав двери Свято-Покровской церкви села Рясники Гощанского района Ровенской области, зашли в храм, намереваясь совершить некое «служение». Однако уже в 11:00 полиция обязала их покинуть храм. Захватчики ушли под крики «Позор». Поддержать гонимую общину приехал епископ Дубенский Пимен, викарий Ровенской епархии УПЦ МП. «Нас хотят покорить и растоптать, но мы докажем, что мы непокоренные, потому что в первую очередь мы будем противостоять греху. И те, кто устроил на нас гонения, даже не осознают, что своими действиями приближают нас к Царству Божьему», – сказал владыка собравшимся прихожанам.

Почти год длится противостояние вокруг Спасо-Преображенского храма села Лука-Мелешковская Винницкой области. 17 ноября здание воскресной школы, на которое претендуют раскольники, было ограблено – так и оставшиеся неизвестными лица сорвали замок, проникли внутрь и вынесли бытовые электрические приборы и электроинструменты. При всем при этом Винницкая епархия УПЦ МП выделила местной общине ПЦУ участок с отремонтированным зданием, в котором мог бы разместиться их храм. Причем прихожане канонической Церкви предложили свою помощь в обустройстве этого здания. Но представители ПЦУ во главе с пресс-секретарем Лука-Мелешковской территориальной общины Екатериной Кириленко и «священником» Виктором Чвиркуном продолжают устраивать скандалы с требованием отдать им именно то помещение, которое принадлежит УПЦ МП. 

На этом фоне опубликован отчет управляющего делами УПЦ МП митрополита Бориспольского и Броварского Антония, который был представлен на итоговом заседании Священного Синода УПЦ МП, состоявшемся 6 декабря. Согласно ему, колоссальное и беспрецедентное давление государства на каноническую Церковь не помешало ее росту. Так, приходов стало больше на 246. На 108 человек увеличилось количество монашествующих.

В интервью телеканалу «Россия-24» митрополит Антоний рассказал о том, что с декабря 2018 года раскольниками из ПЦУ было захвачено около 100 храмов УПЦ МП, незаконно перерегистрированы 220, добровольно сменили юрисдикцию около 78 приходов. Таким образом, из более 12 тысяч приходов, которые имеет УПЦ МП, это составляет менее 1%. При этом некоторые приходы вернулись в лоно канонической Церкви. Интересно мнение владыки о происходящем: «В такие периоды происходит самоочищение. Ведь кто от нас ушел? Ушли те, кто плел разные сплетни, раздоры внутри Церкви, кто самоутверждался, кто о себе был очень высокого мнения... Остались люди верные Богу, Церкви, верные своей присяге – и священнической, и архиерейской, те, кто живет за Христа и во Христе».

Более чем показательны и результаты рейтинга самых влиятельных на Окраине людей, который составили журналисты медиахолдинга «Вести» по итогам года. Имя предстоятеля канонической Церкви митрополита Онуфрия занимает 17-ю позицию. При этом глава раскольнической ПЦУ «митрополит Епифаний» Думенко на 44-м месте, «патриарх Филарет» Денисенко – на 46-м, а главный униат Святослав Шевчук и вовсе на 61-м.

Причем составители рейтинга особо подчеркивают, что «высокая позиция в рейтинге митрополита Онуфрия демонстрирует истинный вес и влияние на умы и сердца православных верующих. Предстоятель УПЦ МП умен, сдержан, крепок духом и вдобавок скромен до аскетичности. Это позволило не только сохранить единство Церкви, – хотя в момент создания ПЦУ и судачили о "десятке иерархов, готовых перейти в ПЦУ", – но и создать четкие юридические и фактические позиции по защите верующих».

Митрополит Онуфрий – самый влиятельный религиозный лидер Окраины

В этом контексте следует упомянуть решение Верховного суда Окраины от 11 декабря о запрете изменения названия УПЦ МП на РПЦвУ (Русская православная церковь в Окраине). А на этот антизаконный «ребрендинг» так надеялись апологеты ПЦУ…

Однако они сдаваться не собираются. После признания раскольничьей структуры предстоятелями двух Поместных Церквей «Епифаний» Думенко анонсировал новую волну «переходов» из канонической Церкви в его структуру. Как бы в лужу не сел…

___________________________

Фото: https://news.church.ua

Источник: https://www.ritmeurasia.org

Помочь добрым делам

Hilfe für gute Taten